Главная Книга П. М. Жуковский «Культурные растения и их сородичи»

Книга П. М. Жуковский «Культурные растения и их сородичи»



Книга П. М. Жуковский «Культурные растения и их сородичи». Издание 2. 1964г. 790с. Тираж 10 000 экз.



Комментарий



    Эта книга Петра Михайловича Жуковского, очевидно, самая объемная в моей библиотеке. В ней почти восемьсот страниц с фотографиями и рисунками. Монография о растениях очень серьезный научный труд, но она к тому же познавательная и интересная для прочтения. В ней описано большое количество разнообразных растений от видов пшеницы до унаби и дагуссы. Академик П.М.Жуковский длительное время проработал в ВИРе, а с 1951 по 1962 год был директором института. Был он и профессором в ТСХА с 1934 по 1952 год. Именно в это время в академии учились и мои родители. Думаю, они слушали лекции известного профессора - знатока растительного мира.
    Сегодня я предлагаю Вам прочитать небольшой материал из первой главы этой книги о том, как возникло земледелие.
 



П.М.Жуковский


Географические и флористические области одомашнивания растений и распространения их на земном шаре


В книге «Культурные растения и их сородичи». Издание 2-е., 1964г. 790с. Тираж 10 000 экз.





    «…Возникновение пастушества и земледелия, по-видимому, произошло более 20 000 лет тому назад.
    Изначальное земледелие было мотыжным. Палка собирателей, при помощи которой выкапывали коренья, могла служить и для делания ямок, в которые бросали семена (рис.1). Американский натуралист Мак-Ги полагает, что человек мог научиться возделыванию растений у муравьев. Он описал индейское племя папагосов, живущих в пустынной части Аризоны, где огромные муравьиные колонии занимаются «возделыванием» зерновых растений; разрыхляя почву, они не трогают часть имеющихся в ней семян и потом «собирают» урожай, который уносят в тайники. Это, конечно, интересное наблюдение, но весьма наивно думать, что человек чему-либо учился у муравьев. Человек отлично и сам додумался до возможности выращивания растений из семян. Погружение семян в почву само по себе уже требовало рыхления. Голод научил человека многому, и прежде всего – упорному труду.


 
Рис.1. Посев маиса с помощью копательной палки в древней Мексике (по Cod Florent).



    Первой мотыгой могла быть просто деревянная палка с суком в качестве уступа для ноги (рис.2). Находки таких палок известны, и даже установлено, что конец палки заостряли раковиной или камнем. Копательная палка делала только ямки в почве, и посев в них производился мелкими порциями. Мотыга позволила рыхлить значительные площади и ввести поэтому разбросной посев. В лесных районах человек вырубал лес, выжигал пни, рыхлил почву вместе с золой и засевал; через некоторое время такой участок приходилось забрасывать, так как истощение лесной почвы наступает быстро; но земли вокруг было достаточно, и заброшенные участки заменялись новыми. Нередко первобытные земледельцы переселялись в другие, более плодородные места. При таком типе земледелия обрабатывались отдельные разбросанные клочки земли. И сейчас еще в Западной тропической Африке, в Южной Америке существует подсечно – переложное земледелие, при котором участки леса расчищают, обрабатывают несколько лет, а затем забрасывают на 7-8 лет. Однако переложное земледелие возможно только при малой плотности населения.



Рис.2. Примитивная мотыга древней Азии.



    Земледелие влекло за собой некоторую оседлость или во всяком случае возврат, после продолжительных охотничьих походов, на засеянное место для сбора урожая, где строились запасные хранилища на столбах. Странствование от хранилища к хранилищу также служило стимулом к последующей оседлости.

    В зависимости от района мотыжного земледелия отбирались те или иные растения для разведения; это были, в одних местах многолетние растения с подземными корневыми или стеблевыми крахмалоносными утолщениями, в других районах – зерновые злаки.

    Устройство мотыги совершенствовалось, на ней укрепляли тяжести или прилаживали сверху Т-образную ручку для нажима. Мотыжное земледелие сохранилось до настоящего времени кое-где на островах Японии, в Южном Китае, Полинезии, отчасти в Индии и у негритянских племен в Африке. У последних плужное земледелие не привилось потому, что тягловый скот погибает здесь от инфекции, вносимой мухой це-це; кроме того, большинство разводимых неграми растений требует окучивания и максимального разрыхления почвы. Распространение длинных мотыг в Африке объясняется тем, что при работе ими человек менее утомляется (не нужно сгибать тело). В Мексике и Перу мотыжное земледелие существовало до прихода испанцев, существует и сейчас. Мотыга горных индейцев, так называемая такля, изготовлялась из твердого дерева; к ней прикреплялось лезвие (рис.3).



Рис.3. Вспашка ножным плугом такля и посев во взрыхленную почву у древних индейцев в Андах (по Gustavo Pans Muzzo).



    Возникновение мотыжного земледелия предшествовало приручению животных (если не считать собаки, которая скорее всего сама «навязалась» людям). Это доказано обстоятельными археологическими изысканиями в Иране и Ираке.

     Плужное земледелие могло развиваться уже после того, как были приручены тур, верблюд и буйвол. Что касается Америки, то ввиду отсутствия подходящих животных в примитивный деревянный плуг впрягались люди; весьма редко впрягали лам.

    Соха и плуг постепенно «эволюционировали» как орудия земледельческой техники. До сих пор хорошо сохранились там и тут древнейшие типы сохи и плуга.* (Подробнее см. Andre Hodricourt. L’homme et la charrue a travers le monde. Paris, 1955 и Emil Werth – Grabstock, Hacke und Pflug, Berlin, 1955.)

    Обермайер (Obermeyer) считал, что в Месопотамии плуг появился за 8 тысяч лет до н.э. Древний плуг был сделан из корня дерева. Это прочнее, чем из стебля, потому что боковые корни закладываются внутри главного корня, а боковые ветви ближе к наружной части ствола (стебля). Плуг состоял из лемеха для рыхления и из грядиля для упряжки; впоследствии к такому плугу приладили ручку для управления и нажима с целью углубления лемеха (рис. 4 и 5).

    Животное попало в ярмо, конечно, после того, как скотоводство уже было развито. Последнее возникло независимо от земледелия и представляло параллельную земледелию, но самостоятельную стадию культуры, развивавшуюся в определенных природных зонах. Степное скотоводство было связано с номадизмом, т.е. с кочевками по пастбищам. Оно создало молочное, масляное, кожевенное направление в хозяйстве. Сочетание в хозяйстве земледелия и скотоводства явилось настоящим благом для человека. Оседлость стала прочной, развивались ремесла, строительство жилищ, оросительных систем.


 
Рис.4. Древнеиндийский плуг.



    Следует отметить одно существенно важное обстоятельство. Все первобытные формы хозяйственной жизни человека, все древние этапы развития сельского хозяйства можно найти различных частях земного шара и в настоящее время, а поэтому историю земледелия можно изучать не только по летописям. Остатки племен, живущих охотой, примитивным рыболовством и собирательством, существуют и сейчас в Австралии, на Цейлоне и др. Земледелие при помощи копательной палки существует в Гималаях. Мотыжное земледелие еще широко представлено в Японии, Африке, в Андах. Практикуется сейчас и подсечно-переложное земледелие.»


 
Рис.5. Вспашка на яках в древнем Памире.



P.S.  Хочу внести пояснения к первому рисунку в данном разделе книги. В подписи к нему написано – «по Cod Florent». Это сокращенное название Codice Florentino. Флорентийский кодекс был написан испанским монахом и миссионером Бернардино де Саагун  и носил название «Всеобщая история вещей Новой Испании». Этот этнографический труд, в первую очередь
о жизни ацтеков в Мексике, созданный во второй половине 16-го века имеет и свою интересную историю. В интернете я нашел одну из страниц данного кодекса именно с этим рисунком.
 





    Добавлю и свою иллюстрацию к представленному материалу из книги. Это фотография, из мексиканского музея пирамид в Теотиуакане. На одном из стендов музея изображен древний индеец, который что-то мастерит из вулканического стекла.



 
А в нижней части рисунка он уже обрабатывает землю каменной мотыгой.



 


    И еще… У меня дома хранится фотография выпускников агрофака ТСХА 1951 года. Именно в этот год закончили учебу в академии мои родители. В верхней ее части представлен профессорско-преподавательский состав и третий слева - академик Петр Михайлович Жуковский. Рядом с ним  портреты выдающихся ученых академии - Петра Никифоровича Константинова (селекция), Николая Александровича Максимова (физиология), Ефима Федотовича Лискуна (животноводство), ну и, конечно же, в центре Т.Д.Лысенко (агробиология).
 


Фрагмент фотографии выпускников ТСХА в 1951 году.