Главная Селекционер - это художник сортовой мозаики

Селекционер - это художник сортовой мозаики
Комментарий


Открыть эту страницу нашего сайта мы решили с интервью взятого корреспондентом газеты «Костанайские новости» Екатериной Горбик у директора фирмы «Фитон» и опубликованным в октябре 2012 года. К сожалению, в газете представлено интервью с изменениями внесенными автором или редактором. Мы же публикуем полный оригинальный текст наших ответов на вопросы журналиста. И считаем, что это правильно и корректно.




Собеседник «КН»
Вадим Ганеев: «Селекционер - это художник сортовой мозаики …»


     Сегодня собеседник «КН» Вадим Ганеев, который возглавляет единственную в Казахстане частную селекционную фирму.

     -Говорят, что существует тибетское колесо Сансары, которое постоянно вращается, и все наши ценности оказываются то наверху, то внизу. И только настоящая любовь к своему делу - ось этого колеса, а потому не движется с места. Другими словами, внутренний стержень находится не в самом человеке, а в том, что он любит. Это и определяет человека. Для профессионального селекционера Вадима Ганеева такая ось - пшеничный колос.

     - Вадим Анварович, у вас очень интересный сайт «fitonsemena.ru». Кроме научных статей агрономов и селекционеров здесь есть и ваши впечатления после посещения комплекса пирамид Теотиуакан в Мексике, и рассказы о рыбалке и даже фотоподборка насекомых…

     - Понимаете, селекция - это достаточно кропотливая работа, которая требует колоссальной сосредоточенности и самоотдачи. И в какой-то момент ты чувствуешь, что без хобби просто не выдержишь. Когда мы создавали наш сайт, нам изначально хотелось, чтобы его посещали совершенно разные люди, и каждый находил для себя что-то интересное, поэтому мы стараемся сделать его научно-познавательным. (Если посмотреть на виртуальный глобус, который автоматически отмечает точку земного шара, откуда заходили на сайт фирмы «Фитон», то вы увидите десятки стран, среди которых США, Сингапур, Австралия и многие другие. – прим.авт.) Вот, например рубрика «NotaBene», где я недавно разместил фрагменты декоративного оформления кольцевых станций московского метро. Если хорошо приглядеться, то пшеничные колосья обрамляют светильники, украшают решетки, встречаются в мозаике... Вот, смотрите на станции «Комсомольская» оригинальные колосья остистой пшеницы, такой в природе я не встречал. А на «Новослободской» латвийские художники воплотили в жизнь мечту генного инженера - скрестили пшеницу очевидно с уникальным вьющимся сафлором. На этой же станции интересная мозаика - женщина с ребенком на фоне огромного снопа, колосья которого по форме сильно напоминают тритикале - гибрид ржи и пшеницы. Любопытно, откуда в 1952 году на этой картине появилось еще не созданная культура…Одним словом я сделал вывод, что пшеница - лучшее и, наверное, самое востребованное украшение интерьера и не только Московского метрополитена. Сейчас готовится материал, посвященный пшенице и нумизматике. На монетах различных стран изображены пшеничные колосья. Причем не только на современных, но и даже на античных. Удивительная по красоте пшеница на монетах Ватикана и на специальной серии выпущенной ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственная организации ООН). На монетах аграрного государства Казахстан есть изображения медведя, дикобраза и даже боксеров. А вот колоса пшеницы - символа плодородия, даже самого маленького нет. За Державу обидно!

     Не менее увлекательная информация по истории возделывания пшеницы. В свое время, прочитав книгу известного археолога В.Д.Блаватского о раскопках в Пантикапее, был поражен древними находками. Оказывается, в Причерноморье издревле было высокоразвитое земледелие. Возделывали в основном пшеницу двузернянку – полбу. А знаете, как торговали зерном? Ведь тогда не было современных весов. Хлебороб измерял пшеницу медимнами и модиями. Это специальные сосуды строго определенного объема. Кстати, древнеримская богиня урожая Аннона всегда изображалась с модием в руках. По словам Плутарха: «Пифагорейцы запрещали садиться на меру для зерна...» Оказывается, сидеть на медимне с зерном у древних было проявлением лености. Это у нас можно отдохнуть во время перекура на мешке с пшеницей, а у них, видите ли, присел – значит, лодырь. В общем,  очень много интересного и увлекательного связано с пшеницей. Главное нужно уметь удивляться и проявлять любопытство.

     - Вам приходится много ездить. Скажите, а вы встречали где-нибудь памятник пшенице?

     - Нет, нигде не встречал. Хлебопеку – есть и бронзового Колобка на его родине в Ульяновске видел, а монумента зерну или пшенице - нет.

     - Парадоксально, не правда ли? Есть памятник Ежику в тумане, водопроводному крану, плавленому сырку «Дружба», а пшенице, которая нас кормит, нет…

     - В целинные годы Казахстан получал миллиарды пудов зерна во многом благодаря сорту пшеницы «Саратовская 29». Его сеяли на протяжении сорока лет с лишним на миллионах гектаров. Это уникальный и удивительно пластичный сорт. И я считаю, что эта пшеница заслужила хотя бы небольшого бронзового изображения. Просто из уважения к достижению селекционера Алексея Павловича Шехурдина.

     - Вадим Анварович, вы возглавляете единственную частную селекционную фирму в Казахстане. А ведь сегодня редко встретишь сферу деятельности, где нет конкуренции…

     - У нас достаточно стабильная и хорошо развивающаяся фирма. Хотя наука всегда была затратным делом. В свое время я предлагал крупным бизнесменам финансировать селекцию, вложить деньги в совместное производство, чтобы мы создали гораздо больше новых сортов. Но все ссылались на то, что это уж очень «длинные» деньги. Намного выгоднее построить многоквартирный дом и быстро продать его. Если же вкладывать в селекцию, то нужно лет на 15 замораживать часть своих активов. Именно столько времени в среднем затрачивается на выведение одного сорта. Поэтому, перефразируя известное изречение Наполеона можно сказать: «Кто не хочет вкладывать деньги в свою местную селекцию, будет финансировать чужую». А, как известно лучшие сорта, те которые созданы на месте и хорошо подогнаны под условия конкретного региона.

     - Резонный вопрос: зачем вам это нужно?

     - Мой дед заведовал в свое время сортоучастком в Башкирии. Родители закончили Тимирязевскую академию и в 1951 году по распределению приехали в Комсомолец (Карабалык), где отец занимался селекцией пшеницы короткостебельных и интенсивных сортов, а мама преподавала агрономию, готовя кадры первоцелинников. К слову, половина ведущих агрономов нашей области – были ее учениками. Я смог ответить на ваш вопрос? Так что, селекция в нашей семье всегда была главной темой. У нас три диссертации - у отца по агротехнике кукурузы, у мамы - по доннику и у меня - по селекции озимой пшеницы. Позже вместе с мамой мы занимались селекцией озимой и яровой пшеницы на базе Карабалыкского отдела селекции знаменитого Мироновского института. В 1989 году меня пригласили работать в Москву в комиссию по сортоиспытанию при Минсельхозе. Получив опыт работы сортоиспытателя, я снова возвратился к селекции, и вот уже через несколько месяцев мы будем отмечать 20-летний юбилей нашей фирмы «Фитон».

     - Ваша собственная семья тоже связана с селекционной работой?

     - Моя жена - профессиональный фитопатолог, помогает мне в оценке селекционного материала. Долгие годы она работала редактором в издательстве «Колос».

     - Надо же, у вас все в жизни с колосьями связано, куда ни глянь!

     - Получается, что так.

     - Вы говорили, что селекция - это непрерывный процесс. Ваши дети готовы продолжить семейное дело?

     - Мой сын работает в совершенно другой сфере.

     - Как вы думаете после вас…
 
     - …никого, наверное, не будет…

     - А вы не хотите готовить приемника?

     - Нет. Я пытался готовить смену, но здесь люди не задерживаются. Чтобы заниматься селекцией, нужно быть фанатом своего дела, ведь это каторжный труд. Такая работа не терпит халтуры. Понимаете, селекция - своего рода научный конвейер и если ты на первых этапах где-то допустил промах, сработал не профессионально, то достойного сорта уже не получится. Да и кто сказал, что у ученого нет права на научную ошибку, или заблуждение. Процесс селекции длительный и ускорить его можно только объединив усилия с другими селекционерами.

     - ?

     - Современная селекция не возможна без кооперации. Время селекционеров одиночек прошло. Наша фирма ведет совместные научно-исследовательские работы по «челночной селекции» с СИММИТ - Международным центром улучшения пшеницы и кукурузы со штаб-квартирой в Мексике. Это та самая организация, которая в свое время произвела «зеленую революцию», накормив голодных во всем мире и за которую Норман Борлоуг получил в 1970 году Нобелевскую премию. Научные возможности этого мирового селекционного центра просто колоссальные. И подключение казахстанской селекции к специальной программе с привлечением к совместной работе ведущих ученых мира дает шанс нашей науке не отстать навсегда.
Кроме того, мы сотрудничаем с СИММИТ и по программе КАСИБ (Казахстанско-Сибирский питомник), которая объединяет селекционеров Казахстана и Западной Сибири. Интереснейшая работа. На наших делянках новейшие селекционные разработки для всесторонней оценки появляются гораздо раньше, чем в сортоиспытании, а тем более на производственных полях.
Не менее интенсивные селекционные исследования мы ведем и с творческим коллективом «ЭКАДА», объединяющим ведущих селекционеров Поволжья. И уже есть первые совместные сорта.

     -Сколько же нужно сортов?

     -Столько, сколько нужно производству, чтобы собирать стабильные и высокие урожаи высококачественной пшеницы, вне зависимости от погодных условий, от уровня плодородия почвы, от агротехники и многого другого. Необходимо иметь систему сортов (мозаику сортов), которая подходит к конкретному региону. Сорта должны быть разнообразными и дополнять друг друга. Мы в своей селекции пришли к еще более кардинальному решению – созданию аналогового комплекса. Но это дело будущего, А на сегодня мы имеем в регионе перекос в сторону сортов западносибирского экотипа. И это, на мой взгляд, не правильно. У нас большая степная зона, где должны возделываться сорта степного экотипа, а это совсем другая пшеница.

     - Сколько всего ваших сортов используется в хозяйствах нашей области?

     - Наши инновационные разработки – это сорта мягкой яровой пшеницы Любава, Любава 2, Любава 5, Фитон Тандем, Экада 109. Есть и патенты, и авторские свидетельства, и награды с различных выставок. В этом году готовим к передаче на Госиспытание высокопластичный сорт Экада 113. Два сорта - Любава и Любава-5 районированы в нашей области. Новый сорт Любава 5 уникален в сочетании важнейших признаков. Он раннеспелый, устойчивый к болезням, твердозерный, высокобелковый, с максимальным содержанием клейковины до 50 процентов. Сорт ориентирован в первую очередь на экспорт и для улучшения партий зерна пшеницы при заготовках. И я считаю это большим достижением.

     - А, какая главная задача лежит в основе создания новых сортов?

     - Селекция это не только очень серьезная комплексная наука, но и искусство отбора, основанное на знаниях, опыте и интуиции. Но создать новый сорт это нечто большее, чем просто размножить колосок. Это попытка объединить в одном растении самые разнообразные признаки, иногда диаметрально противоположные на предельном уровне. Важно добиться гармонии и баланса этих признаков. А для этого нужно провести генетические исследования, сделать оценку и гибридизацию родительских форм и многое многое другое. Это постоянный каждодневный многолетний труд. И смысл каждого нового сорта для селекционной науки это непрерывный прогресс. Вот для этого мы и работаем.

Екатерина ГОРБИК