Книга «Климент Аркадьевич Тимирязев. Избранные сочинения». Земледелие и физиология растений. Сборник общедоступных лекций. Том 2. 1948 г. с.423
Недавно перечитал лекции выдающегося физиолога. У меня есть все четыре тома его избранных сочинений. Удивление и восторг от прочитанного! Но читая лекции второго тома, поразился литературному стилю и научному предвидению ученого. Прошло более 100 лет (В этом томе собраны публичные лекции прочитанные великим русским физиологом с 1878 по 1906 годы). Общедоступно, актуально и написано обычным современным нам языком. Читается на одном дыхании. Так и хочется узнать, а что там, на следующе странице. Попробуйте изложить сегодня на бумаге, что-нибудь научное так, чтобы в следующем веке обычный читатель смог Вам поверить. Наверное, эта простота слога - удел великих ученых и писателей.
Не вижу смысла пересказывать содержание лекций, но есть моменты (великие цитаты) которые можно было бы запомнить и поразмыслить над ними: «...Давно замечено, что мы не обращаем внимания на самые замечательные факты только потому, что они слишком обыкновенны. Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошего испеченного пшеничного хлеба (да еще с добавлением масла, что почти приближает его к нормальному питанию) составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех эмпирических открытий, которые позднейшим научным изысканиям приходится только подтверждать и объяснять».
Или вот цитата из произведения Джонатана Свифта которую использует Тимирязев в лекции «Наука и земледелец» - «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где прежде рос один, две былинки травы, где росла одна, заслужил бы благодарность всего человечества, оказал бы услугу своей стране более, чем все отродие политиканов, вместе взятое.» И далее автор отвечает: «Задача о двух колосьях, быть может, самый жгучий, самый коренной политический вопрос, который в ближайшем будущем предстоит разрешить и нашей стране. … Что же нужно сделать, чтобы разрешить эту задачу о двух колосьях? Кто принесет эту разгадку? – Наука. И прежде всего наука о растении. Потому что истинный кормилец крестьянина не земля, а растение, и все искусство земледелия состоит в том, чтобы освободить растение и, следовательно, и земледельца от «власти земли».
В лекции «Борьба растений с засухой», прочитанной в марте 1892 года, отмечается важное значение морфологического приспособления растений к экстремальным условиям среды. Среди признаков обеспечивающих засухоустойчивость растений, он выделяет эректоидность листьев: «…одно вертикальное положение листьев при известных климатических условиях могло бы внести экономию на испарении, равносильную обильному орошению, - и, кто знает, со временем, при внимательном изучении, не удастся ли подменить и усовершенствовать отбором это явление…» И как показало время, именно этому признаку было уделено селекционерами пристальное внимание. В современных зарубежных сортах такая архитектоника растений, кроме повышения устойчивости к засухе, позволяет формировать более плотный стеблестой. Один из наших самых засухоустойчивых сортов Фитон 412 тоже отличается вертикальным расположением флагового листа.
Еще один из выводов Тимирязева: « … ости наших злаков испаряют значительные количества воды - свыше 40% всего количества испаряемого растением в этот период его жизни. Отсюда понятно, какое важное значение в борьбе с засухой имело бы предпочтение безостых разновидностей. Насколько полезна и осуществима была бы такая мера, может решить, конечно, только точно поставленный опыт, и это, несомненно, один из вопросов, заслуживающих самого серьезного внимания». И далее есть ссылка автора, которую тоже не могу оставить без внимания – «Высказывают, например, предположение, что ости своим испарением способствуют привлечению питательных веществ в колос, но это нуждается еще в подтверждении». Можно соглашаться или не соглашаться с выводами Климента Аркадьевича по поводу значения остей. Ведь до сих пор физиологи не дали точного объяснения роли остей в засухоустойчивости. Хотя мои наблюдения за достаточно обширными коллекциями озимой и яровой пшеницы показывают, что стародавние засухоустойчивые сорта из зон с аридным климатом, как правило, остистых разновидностей – эритроспермум и ферругинеум.
«Наука не может двигаться по заказу в том или другом направлении; она изучает только то, что в данный момент созрело, для чего выработались методы исследования. Никакие потребности, как бы они ни были настоятельны, никакие поощрения, как бы они ни были соблазнительны, не вызовут скачков строго логически развивающейся научной мысли, - я разумею мысли творческой, раскрывающей новые горизонты».
В одной из лекций Тимирязев рассказывает о своем учителе, основателе современного научного земледелия Жане-Батисте Буссенго, памяти которого и посвящается весь этот цикл лекций. Он писал : «…я с гордостью могу считать себя учеником, я думаю, единственным русским учеником великого французского ученого.»
Будучи на стажировке в 1868 году во Франции после окончания университета Климент Аркадьевич слушает курс лекций Буссеного. Он попадает под обояние личности и знаний выдающегося физиолога растений. Тимирязев пишет: « Буссенго, как позднее Пастер, был одним из тех представителей науки девятнадцатого века, которые всей своей деятельностью доказали тесную связь между чистой наукой и прикладной, доказали необходимость для второй опираться на завоевания первой, без этого она призвана только блуждать в пустыне грубого, ремесленного эмпиризма.» Это история становления науки в сельском хозяйстве.
Всего не процитируешь и не перескажешь. Лучше прочитать самому. Не поленился, посчитал – без малого две тысячи страниц чисто лекционного курса (1977). Много. Даже очень много. Это если прочитать. Ну а если выдвинуть идеи, разработать научные теории, подготовить и провести эксперименты, обосновать их, и только потом написать? Наследие Тимирязева просто огромно. Избранные сочинения - это обобщение гигантского труда ученого и просветителя.
Мне повезло получить агрономическое образование в Тимирязевской академии. Эта Alma-mater не только дает достаточно прочные научные знания, но еще и чтит память выдающихся ученых. В ТСХА – в бывшей Петровской академии или как ее сейчас называют РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева достаточно много памятников, бюстов, памятных барельефов посвященных выдающимся ученым аграрникам. Но есть особенный памятник, точнее бюст, перед ректоратом, в начале знаменитой Лиственничной аллеи. Он встречает абитуриента и провожает выпускника академии.
Вглядитесь в лицо ученого. Такой мудрый дедушка с бородкой. Мне кажется, что он излучает доброту, а этого согласитесь в современном мире маловато. Этот бюст Климента Аркадьевича созданный скульптором Марией Михайловной Страховской установили еще в 1924 году. Но и сейчас он является символом Московской сельскохозяйственной академии. Да, кстати, вглядитесь в цифры на памятнике – 22 мая 2013 года исполняется 170 лет со дня рождения Великого Ученого.
В Москве есть и другие памятники, и бюсты Тимирязева. Очень красивый памятник на Тверском бульваре у Никитских ворот, недалеко от здания ИТАР-ТАСС. Кстати его фотографию я нашел в своем студенческом альбоме, который нам подарили после окончания академии.
Надпись на памятнике тоже заставляет задуматься о роли ученого – «К.А.Тимирязеву. Борцу и мыслителю». Знаменитый физиолог изображен в мантии доктора Кембриджского университета. А каких только званий он не был удостоен за свои научные труды. В предисловии к избранным сочинениям К.А.Тимирязева известный ботаник и географ, академик Владимир Леонтьевич Комаров пишет, что только в Великобритании К.А.Тимирязев был членом Королевского общества, университетов в Кембридже и Глазго, Эдинбургского и Манчестерского ботанических обществ.
Советую прочитать или перечитать эти лекции. Интересно. Не пожалеете.
|
|