Главная Ангкор Ват (Angkor Wat)

Ангкор Ват (Angkor Wat)




Ангкор Ват (Angkor  Wat)



 


Панорама храмового комплекса Ангкор Ват в утренней дымке завораживает. Красный лотос одиноко плывет в мутной воде огромного водоема прорытого вокруг храмов. Легкий ветерок создает рябь на воде. Тысячи туристов спешат «перейти Рубикон» канала и попасть в национальную гордость Камбоджи. Не зря купола этого храма украшают даже флаг королевства.


 


Поражают не только размеры храмов, их завораживающая красота, но и то, где, как и кем, они были построены. Ведь кругом непроходимые джунгли, болота и прочие неудобства, а тут удивительная симметрия и точность, начиная с обработки и подгонки камней. Это же было построено давным-давно, без подъемных кранов и алмазных кругов для распила песчаника. А еще эти культовые сооружения были богато украшены золотом и драгоценными камнями. Строили храмы и рыли каналы на тысячелетия, прочно  и глубоко. И не только эти. Их много.


 


Говорят, что, заполненные водой каналы когда-то кишели желторотыми сиамскими крокодилами. Да и что тут странного. Кругом непроходимые джунгли, топкие  тропические болота, а рядом гигантское озеро Тонлесап. Где-то здесь охотился на бандерлогов мудрый удав Каа. Что страшно? Это еще не все…


 


А может быть и сейчас вот  эта жуткая рептилия с добродушной желтой улыбкой подстерегает любопытного посетителя, мечтая сфотографироваться лично с Вами, наедине. И все только для того, чтобы потом поплакать в тиши тысячелетнего канала большими крокодильими слезами.


 

А вот фрагмент местной камбоджийской карты, которую мы сфотографировали в экскурсионном автобусе. На ней обилие храмов во всей северной части королевства.  Там не только Ангкор, но и знаменитый Пном Кулен, загадочный Пре Кхан и другие большие и малых, забытые и восстановленные святыни. Зеленым цветом на карте выделены зоны, где все еще работают саперы и посещение их не безопасно. Противопехотные мины достались камбоджийцам в наследство после войны с красными кхмерами.

 


Гигантские масштабы комплекса  можно представить глядя на фотографию со спутника. Только длина моста к храму Ангкор Ват через водную гладь канала почти 200 метров. Обратите внимание на правильные геометрические пропорции, соблюденные при строительстве. Черной стрелкой показано место, с которого мы и начали экскурсию в неизвестный нам Мир.


 


Но вот и пройдены набережные канала и каменный мост. Пойдем и мы дорогой к храму.
 



Первыми посетителей встречают божественные семиголовые Наги. Кобры на каждом шагу. Веселенькое начало! Интересно, что и у ацтеков была богиня кукурузы  Чикомекоатль и тоже змеюка с семью головами.

 


Ну что начнем изучать, то, что преподносят нам хозяева? Стараниями всезнающих гидов длинные мучные изделия теперь будут обильно свисать с широких ушей туристов. Такое ощущение, что они знают все и сами присутствовали при укладке каждого камушка во время строительства храмов.
 



А вот и обещанное чудо сразу же в галереях первого уровня храма Ангкор Ват. И это без преувеличения шокирующее начало экскурсии для того кто осознал увиденное. Гигантское каменное панно с персонажами древнеиндийских эпосов, выполненное практически в едином стиле. Очень хочется понять, зачем эта Третьяковка в галереях храма и кто заказал художникам-резчикам такое огромное нетленное полотно.
 



Настенные картины, метра два в высоту, украшают полностью по периметру весь первый этаж Ангкор Вата. Туристы руками их не трогают. Почти. Все понимают огромную историческую ценность этих изображений. Честно говоря, мы не увидели ни одного нормального созерцателя, кто хоть пальчиком не дотронулся бы до изображений на стене, чтобы почувствовать энергетику старины. Ограничительная веревочка и местный экскурсовод с черной сумкой на ремне - не в счет. Говорят, даже французы, проводившие реставрацию, не разрушили, а аккуратно вырезали с барельефов элементы кхмерской письменности. И теперь изучают каменные кирпичики в своих музеях, а здесь в стене зияют квадратные пустоты…

 
 
 
 
 


Картины удивительные. Это сейчас, просматривая  в тиши дома фотографии и читая об изображенных сюжетах, понимаешь, что они объединены общей линией. И не просто вырублены из камня с детальной проработкой огромного количества персонажей, но еще и сделаны в объеме с учетом пространственного расположения персонажей. Посмотрите на божество руководящее адом с многоговорящим именем Яма о восемнадцати руках на буйволе или на воинов идущих сбоку от лошадей. Шедевр! А колесо боевой колесницы  с круглыми спицами вообще впечатляет. Вот это были мастера изобразительного искусства!
 



Когда мы смотрели с широко открытыми от удивления глазами на этот шедевр, то казалось, что это единая, нанесенная на стены храма картина. А вот и нет. На этой фотографии хорошо видны стыки между плитами  с барельефом. Однако выполнены они с такой точностью, что персонажи с  одного участка картины переходят на другой и границы практически стираются.
   
   

   
В камне увековечены постоянные боевые успехи богов и королей, а также их славные воины и побежденные воины конкурентов. Это все эпосы, ожившие в камне. Говорят суммарная длина картин около километра! На одной из частей барельефа  даже показано как там живется на разных уровнях ада и рая. Есть все, но вот только в одном уголочке притаились несколько скромных, плохо прорисованных изображений крестьян с коровами и деревьями, а также странно сидящего бородатого мужика с тяпкой…, но о нем я расскажу в другой раз. Вот такая «Рамаяна».
 



Да и еще. Тот, кто сотворил эту картину, очевидно, был большой любитель рыбалки. Рыбы – море, разной и косяками. И все плывут куда-то вместе с рептилиями и всякими водяными гадами.


 


А теперь зайдем внутрь настоящего храм. И сразу встречаем статую восьмирукого Вишну. Кстати фотографии этого божества в данное время суток получаются у многих достаточно скверного качества. Виноват дверной проем с ярким солнечным светом, который находится за статуей. Храм действующий и туристы должны соблюдать определенные формальности. О чем нас заранее предупредили. Нельзя то и это. По крайней мере, посетителя в шортах сюда не пустят. Нужно уважать требования верующих.


 


В одной из ниш храма возлежит, очевидно, Будда под желто-золотистым покрывалом, а за ним стоит еще одно божество. Горят восковые свечи. Совсем рядом монахи в желтых одеждах повязывают на руки туристам веревочки - обереги и молятся. Все по-настоящему.

 


А этот Будда на фоне семиглавой Наги особенный. По словам все и всех знающих экскурсоводов у него на лбу постоянно выступают капельки масла? Вот такое мироточение. Тает, наверное? Хотя в помещении не жарко. Говорят редкое и удивительное явление. Кстати только сейчас обратил внимание, что у змеюки за спиной Будды полый рот зубов, как у хорошего коня. Но по виду божественная кобра.
 



Не поленились, нашли фотографию, сделанную нами в Таиланде. Точно все Наги зубастые, с выпученными глазами и улыбкой Чеширского кота.


 


Пойдем дальше последовательно рассматривая все дозволенные к посещению уровни и уголки храма. Очень удивили многочисленные окна с точеными решетками, похожими на лестничные балясины. Как в то время можно было изготовить такие исключительно одинаковые фрагменты? Сейчас бы их точили на станке. Но тогда? Наверное была какая-то своя особая технология обработки.


 


Давайте вместе полюбуемся башнями Ангкор Вата!!! А представляете, каким красивым он был много веков назад. Сразу после постройки. Дух захватывает от великолепия храма. Белоснежный, с яркими красками, золочеными украшениями, с четкими контурами и не поврежденными скульптурами…